Инфекции во время беременности

Нередко, получив результат анализа, в котором выявлены различные инфекции, пациентки испытывают тревогу и растерянность. Наиболее частые вопросы, которые они задают врачу: «Что представляет собой эта инфекция? Насколько она опасна? Какие последствия она может иметь для моего будущего ребенка? Что будет, если инфекцию во время беременности не лечить?» В своей статье постараемся ответить на эти вопросы.

В половых путях женщины может обитать нормальная микрофлора, а также патогенная (опасная) и условно-патогенная. Патогенная микрофлора — это хламидии, вирусы, трихомонады, гонококки. Они часто вызывают те или иные осложнения.

Условно-патогенная — это мико- и уреаплазма, грибы-молочница, гарднереллы. Эта микрофлора может находиться в организме длительное время, не принося никакого вреда. Но при снижении иммунитета, что бывает при переохлаждении, стрессе, простудных заболеваниях она может приобрести агрессивные свойства, вызывая развитие воспалительного процесса. Поэтому она и называется «условно-патогенная». Особо следует сказать о состоянии беременности, при котором снижение иммунитета отмечается всегда, и, соответственно, всегда возникает риск обострения хронических инфекций. Исходом этого могут быть: самопроизвольный выкидыш, неразвивающаяся беременность, внутриутробное инфицирование плода, преждевременные роды.

Коварство большинства инфекций заключается в том, что очень часто они себя ничем не проявляют. Лишь после перенесённого ОРВИ или стресса могут быть неопределённые боли внизу живота и в пояснице, усиление выделений из половых путей, небольшой зуд и раздражение в области половых органов. Все эти симптомы через некоторое время могут исчезнуть даже без лечения. Инфекция при этом в организме может находиться годами, поддерживая скрытый вялотекущий процесс. Коварство этих инфекций также заключается и в том, что, находясь глубоко в тканях, они с трудом поддаются лечению антибиотиками, поэтому лечение необходимо проводить комплексно, используя несколько препаратов.

Инфекции во время беременности могут вызвать, а могут и не вызвать осложнения. Зависит это от вида и агрессивности возбудителя, от иммунитета будущей мамы, от стрессов, которые она может испытывать во время беременности, от перенесённого гриппа и ОРВИ. Также это зависит от состояния плаценты, которая выполняет роль защитного барьера, от состояния малыша, его устойчивости и сопротивляемости инфекциям. Патогенные инфекции (хламидии, вирусы, трихомонады) гораздо чаще вызывают осложнения во время беременности. Также большое значение имеет момент инфицирования. Если инфекция в организм попала до наступления беременности, то он уже начал бороться с ней, вырабатывая защитные антитела, оберегающие малыша от заболевания. В таком случае вероятность осложнений гораздо реже (1%). В случае первичного попадания инфекции в организм во время беременности риск внутриутробного инфицирования повышается и составляет 30-40%.

Одним из частых осложнений инфекционного процесса во время беременности является развитие плацентарной недостаточности и, как следствие, уменьшение поступления кислорода и питательных веществ к плоду.

Наиболее частыми жалобами пациенток являются зуд и жжение наружных половых органов и во влагалище, обильные бели из половых путей, отечность, неприятный запах выделений, боли внизу живота (также при половом контакте). Течение заболевания может быть стертым и выявляется лишь при обращении к гинекологу. В нашем Медицинском центре опытные и квалифицированные врачи внимательно выслушают и осмотрят пациентку, предложат обследование.

В нашем Медицинском центре проводится подготовка к будущей беременности, включающая выявление инфекций, передающихся половым путём. В соответствии с этим, мы рекомендуем обращаться к нам заранее, чтобы успеть провести лечение, если оно необходимо. Длительность лечения — около 1-го месяца с контролем эффективности через 2-3 недели. Как уже говорилось, в курс лечения включаются препараты, действующие на все звенья воспаления, т.е. лечение комплексное. Используются антибактериальные, иммунные, средства, улучшающие обмен веществ и местная терапия. Если беременность наступила при имеющейся инфекции, лечение проводить также необходимо. Но при этом выбор медикаментов ограничен, длительность лечения короче. Тем не менее, в результате лечения снижается агрессия бактерий и вирусов, возможность их проникновения к плоду и развития акушерских осложнений. Рекомендуя лечение во время беременности, врачи нашего Центра учитывают противопоказания к назначению препаратов, их проникновение через плаценту, отсутствие токсического и повреждающего влияния на плод. При наличии хронической инфекции всегда имеется риск развития хронического кислородного голодания плода. Поэтому в нашем Центре проводится наблюдение за развитием и состоянием плода при помощи УЗИ, допплерометрии, исследования сердечной деятельности малыша.

Инфекции могут и не причинить никакого вреда во время беременности, но могут и быть причиной многих осложнений. Давайте позаботимся вместе, чтобы этих осложнений не было.